У древних славян названия месяцев были тесно связаны с явлениями природы или человеческой деятельностью, которые были характерны для этого отрезка в...
Имя Янус происходит от слова "яануа" -дверь, вход. Поэтому изображали Януса с ключом в руке. На пальце правой руки Януса кольцо с числом 300, а на левой - с числом 65, что указывает на количество дней в году. Как богу времени, Янусу посвящались календы - первые дни каждого календарного месяца.
Многие народы мира называют первый месяц года созвучно этому имени. Древние славяне нарекли январь "просинцем", "студнем", "трескуном".
Январь - самый холодный месяц года, крыша зимы. "Храни нас бог от теплого января" - говорили на Руси. Это и понятно - тепло и мало снега, значит не будет обильного урожая летом. Январь на Севере - глухозимье, время покоя в природе. половина января - мягкая зима, а во второй половине месяца - холодная, продол-жающаяся до марта.
Еще в народе говорили: в декабре день совсем помер, а в январе воскрес.-Январь 1,5 часа дня прибавил. Во многих странах мира бытуют календари счастливых камней и цветов, знаменующих тот или иной месяц. Так, январю соответ-ствуют гранат и гвоздика, приносящие счастье родившимся в этом месяце. Погода в январе, согласно многолетнему народному опыту, надежно характеризует предстоящее лето, о чем немало существует примет и поверий.
* Коли в январе март, бойся в марте января.
* В январе с крыш свисает много длинных сосулек - к урожайному году.
* Январь холодный - июль будет сухой и жаркий, не жди грибов до осени.
* Коли в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
* Если январь в прошлом году был теплым, то январь этого года будет холодным. Холодные январи подряд почти не повторя
* В январе и горшок в лечи замерзает.
* В январе мороз злее, а налим - живее.
* В январе растет день - растет и холод.
* В январе снегу надует - хлеба прибудет.
* Если январь сухой, морозный и вода в реках сильно убывает, то лето 6удет сухое и жаркое.
* Месяц январь - зимы государь.
* С января солнце на лето поворачивает.
* Январь-батюшка год начинает, зиму величает.
* Январь - весне дедушка.
* Январь в лесу - глухая пора.
* Январь - всему году запевала.
* Январь - году начало, зиме середка.
*Январь - ломонос: береги свой нос.
* Январь на порог, прибыло дня на воробьиный скок.
* Январь - перелом зимы, темная зорька года.
* Январь - просинец (наступает прояснение - синеют небеса).
Календарь охотника и рыболова
В январе открыта охота на лисицу, енотовидную собаку, черного хоря, горностая и ондатру в некоторыхместах. В середине месяца заканчивается охота по особым разрешениям на лосей, оленей, косуль и диких кабанов.
В первые три дня нового года рыба не ловится, 4 и 5 января она ловится плохо, в следующие два дня чуть получше, а 8-9 - клюет хорошо. Период с 10 -19 января - самое лучшее время для рыбалки. После этого клев изо дня в день ухудшается и 26-27 января рыба не ловится вообще. Во второй половине января хорошо клюет налим.
Календарь сбора лекарственных растений
В январе заготавливают наросты березового гриба (чаги) и сосновые почки.
Народный календарь
1 января - как пройдет день, так и весь год пройдет, говорили в старину.
День Ильи Муромца
С вековечных времен отстоять матушку-землю было делом долга и чести. И на Руси поле битвы с врагом называли Полем Чести. Честь головою оберегали. Ведь спутницами чести были доблесть и правда. Говорили: "Честное дело не таится, правда из воды, из огня спасает". Илья Муромец избавил град Царь от Идолища мерsкого. Его называли могучим сыном русского народа. Чтобы святорусская земля велика оставалась и везде было солнышко, Илья Муромец принял бой за Киев-град с Калин-царем, когда хотел баsурманин все дома на дым пустить, чернедь-мужичков всех порубить. День этот полагалось начать поклоном дому отчему, земле родной.
Наши предки говорили: "Вражий след на родной земле - в печи стыть головне да золе. С родной земли умри, но не сходи". Потому-то славен сынами этот день года, что сызмальства рожденного в этот день учили смелости, отваге, в поле - не робеть, на миру - правду искать, а правда, мол, силу родит.
2 января - в этот день по народному поверью, садовод трясет деревья, чтобы урожай хороший был.
Оберег дома
Если 1 января полагалось поклониться земле, то 2 января приходили пора дом оберечь. В обычаях и обрядах старины поверяют нам, как быть в ладу с окружающим миром и вести дом. Недаром сложено: "Дом вести - не вожжой трясти". Само слово "водить" означало непрерывное движение, не сочтенный на версты путь. Вести род свой, водить с соседом хлеб-соль, водить умом, вести хозяйство, водить хороводы... И всякий раз, произнося это слово, я углубляюсь во время и вижу в том, что было обрядами, заговорами, причетами, - чистую любовь людей друг к другу, к природе, к жизни. Вести дом - это значило жить домом, тужить, коли что неладное случается. В притолоку, как только солнцеворот пройдет (25 декабря), хозяйка втыкала серп, а хозяин ввечеру в порог вклинивал топор. Заслоняя дом от sла, заботясь о домашней утвари, о домочадцах, крестьяне верили, что сила острого серпа, точеного топора передастся двери и порогу, хранителям входа в дом. ... Дверь скрипнула горько, уже торопится мужик, ухо прикладывает к дверному столбу, слушает, будто и впрямь дерево скажет ему, что за тягота легла на дверную спинушку? Неужели худо заступил он порог неведомой cиле?
3 января - Петр Полукорм
Мороз и метели русскую печь не ждут, амбар в гости не зовут. Все круче сугробы. Сказывали в деревне: "Снег - крестьянское богатство. Коли снег на полях велик, то и урожай с полей будет велик, сусеки в грядущем году полны". Почитая отчую землю, родной дом, крестьянин не забывал и о зерне: "Хлебу и соли долог век". Желали, чтобы колос был колосистый, зерно - зернистое. Поутру 3 января шли кромить сусеки, торкать зерно. Всякое бывало: то мышариик в амбаре углядит большуха, а то почует, когда зерно-то слежится, из сусека жар прет. Вот потому поторкать зерно в сусеке самое время. Брал мужик лопату деревянную да зерно-то шевелил. Оторкивал самое дно. И коли мыши прогрызли деревянный ларь, то зерно приходилось переносить в новый сусек. Сусеки в этот день "наслушивали". Ухо приложит крестьянин к зерну и слушает. Гудение бывало стояло в сусеке, и крестьянин знал: "Это - к лету неуемному, сердитому". Уходя из амбара, надо было преломить лучину да крест-накрест положить поверх зерна. Ведь неведомая sила может утоптать хлеб, изъять всхожую силу из зерна. Хлебные запасы нужды не терпят. Входя в дом в этот день, говорили: "Спорынья в квашню!" Ведь от порядку и догляду спорынья в хозяйстве живет.
4 января - день Анастасии-узоразрешительницы. Этой святой - покровительнице беременных - молились при родах.
В этот день думали о роде-племени русском. Славили мать. Мать, родительница у всего, что на земле было, живо и будет, - испокон есть она. Она нянчит и кормит, душу малую светом полнит: "Бог до людей, что мать до детей". Матерью дома называют матицу. И примета такая была. Когда человек из дома уходит (отчий ли край зовет заступить путь вражьей силе, в деле каком надобно толк ли уразуметь), уходя, на счастье надо подержаться за матицу. Мать-сыра земля и хлеб родит, и о веке радеет. В старину наши предки считали, что плюнуть на землю - это плюнуть в лицо матери-земле. Грех-то какой! Не то что содеять, помыслить про то значило в душу черноты напустить, святый дух избыть. Помним ли мы древнюю заповедь: "Держись за землю"? К этому дню вышивали полотенце, что сулило благополучное разрешение от бремени. Белым по белому, красным по красному вышивали в старину северные мастерицы. Вышивальницу славили, называли узорницей. А вышитое искусно - узорочьем. На белом поле вышиты были знаки-обереги. Вертикально - по земному полю - символы плодородия, ромбы. Низ ромбов был открыт, стороны как бы раздвинуты всему белому свету, утверждая, что дитя выходит из бабьего чрева легко, ничто не будет препятствовать его появлению. Сила добра, красота от льняных нитей переходила к родинам и сопутствовала продолжению человеческого рода. Солнечный оболонок сиял над роженицей. Руки ее держали цветущие травы. Птицы счастья хранили живительную влагу над роженицей. Рыскучие звери стояли на пути sлых чар. Утирая родительницу и ребенка таким полотенцем, бабка, по народному поверью, очищала от худоб, от сухот сухотучих, утворяла спокойствие.
5 января - День Федула
Оберег скотины, домашних животных и птицы.
Сердцевина зимы - январь. И скотину недолго испортить в этакую морозную пору, не то что человека. Недаром пословица молвится: "Скотинку водить - не разинув рот ходить". Лишний раз постелить корове, навести пойло коню. Ведь всякая скотинка от хозяйского глаза и добреет, и здоровеет. Немало дошло до нас от дедов примет о погоде, которые "предсказывали" животные, птицы. Вот кошка: она и обряжуха, и облизуха, и хозяйкина потатчица. Уж коли она в печурку залезла - то стужа на дворе, а забралась кошка на загнетку - то, видно, мороз землю прошибает. Всполошится курила, из подпечья вылетела (в стужу куриц переводили в подпечье, в избу жить) - то мороз лютует. А завертела курила хвостом, заелозила на насесте - скоро налетит метель. А когда конь захрапел - то жди вьюговея. Притворством, коварством брала неведомая sила. По народному поверью, углядит она лепешку постную, что в утро 5 января хозяйка испекла для скотины, и наследит на лепешке, языком нечистым оближет. Так что испеченную лепешку хозяйка заворачивала сразу в холщовую тряпицу, а то и в полотенце. Несла хозяйка лепешку еще теплую, в хлев и разламывала - и овцам, и коровушке, и так - до крохи всю лепешку скотине скармливала. А птицам рассыпали зерно торканное. * На Федула ветер подул - к урожаю.
6 января - Рождественский Сочельник
Кутейник. Коляда
Уродилась кутья накануне Рождества! Кутья - это обрядовая еда. Кутья почиталась как хранительница здоровья. Приносила большуха ввечеру 6 января зерна, в ступу ссыпала. А мужик тем временем по воду шел. С зерен шелуху ободрать, о здоровье родных и близких задумывать было в обычае этого вечера. А после кашу варили. Меду добавляли, соку конопляного, коровьего масла. Томилась каша в протопленной русской печи. И пахла она дурманно, сладко. В ней таились и солнце, и чистота природной водицы. Эта обрядовая еда должна в животе тепло держать, не дать нутру исхудать. Кутья уродилась - и день уродился. И год в гору попятился. А худая кутья - сверху без поджаристой пенки, впалая в горшок - сулила худой год. Без кутьи в избе зябко, неладно.
В рождественский сочельник не едят до первой звезды. Торжественный ужин не отличается большим разнообразием блюд. Главное и необходимое кушанье на этом столе - кутья. "Для вечерней трапезы готовится доселе из круп каша, а из пшена и ячменя - кутья сочельницкая",- писал еще в начале прошлого века И. Сахаров. Обязательной принадлежностью рождественского стола были и фигурки из теста: "В каждом доме приготовляли к празднику Рождества Христова из пшеничного теста фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным". Это сведения по Архангельской губернии, но практически то же самое с незначительными местными вариациями зафиксировано и в других русских губерниях. В Подмосковье, к примеру, "в первый день Рождества печется ряд мелких коров, одна большая фигура коровы и две большие фигуры овец. Эти фигуры хозяйка хранит до Крещения, в Крещение же после водосвятия размачивает в святой воде фигурки и даст скоту". После серьезной части за домашним столом - начиналось святочное веселье. "Пришли колядки - блины да ладки (оладьи)", то есть наступила пора взаимных угощений, веселия и радости.
Приметы на святочное время:
* На Святой вечер из дома хозяину уходить не годится, а то, мол, скотина по весне будет по лесам да болотам плутать.
* Много звезд ввечеру 6 января - деревенские люди судили: "Много ягод будет летом, хорош будет приплод у скотинки".
* Девица на кутью слушала, откуда собака залает. Мол, в той стороне жених надумывает сватов к ней засылать. Пелось с наступлением святок: "Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная, в какой руке былица?"
* Зимние Святки - забота хозяйки углядеть за скотиной, оградить от sилы нечистой коровушку и свинью, овец и кур.
* Гнутой работы о Святках не делали, было поверье - приплода не будет.
* На святой вечер ткать - несчастью угождать.
* Глядели: Темные святки - молочные коровы, светлые святки - ноские куры.
* Первый блин под Рождество хозяйка овцам несла, через серп ломала, чтобы овечью шерсть овинный домовой не таскал. Но и животные, и птицы могли как бы предвещать горькое, и наоборот, от человека недоброе гнать. Они порой будто знали путь, что вернее.
* В избе держали трехцветную кошку. Верили, что с ней хоть с плошку, да будет благополучия. А когда семишерстную кошку в избу приносили, то примечали: с ней счастье из избы не отлучается. Жива до сих пор в деревне такая примета - в нежилой дом сперва пускали ночевать кошку и петуха и лишь после считали - будет в нем жизнь легка. Во всех сказках с пением первого петуха пропадает нечистая sила, отступает морока, и деревня просыпается.
7 января - Рождество Христово
Перед утреней проводится обряд "обсевания" изб, который называется авсень (таусень, титусень - "рассвет", "утро"). Пастух, обходя дома, поздравляет каждую семью с Рождеством и бросает в избу горсть овса с приговором: "На живущих, на плодящих и на здоровье", "Сею-посеваю ярой пшеницей, овсом, гречихой на телят, на ягнят и на всех крестьян!"
*Скуп январь на солнце. Но как взойдет красное, не обессудь, морозец! Что выше лесу? Что краше свету? - Солнце! Играет оно в этот день, народ радует. В стародавние времена цепко всякую по наследству сказанную примету в голове держали. Да не случаю сказывали, а ко дню прикладывали. Примета к примете - и будто с доброй помочью хозяйство справляется. Ладнее в житье-бытье бывает с приметой-то! Примета к примете - и на белом свете яснее день со днем связывать, хозяйство на прибыль складывать, вести дом. Вот что старики наши знали:
*На Рождество звездистая ночь - ягод с болота по осени будет не уволочь.
*На 7 января - метель, считай, что рой пчелиный летает прибылой рой, рождественский.
*На Рождество день теплый - жди, что хлеб поднимется темный.
*Нивушка темна, хлебушком не пуста. Всякий колос подаст жнице голос, силушку станет тянуть. А бабоньки-то, те помнили, что наклонишься к земле, тронешь ее рукой усталой, и с тебя будто семь нош спадет. Земля - она принимает тяготы наши. Не охобачивает (не бьет), а как матушка жалеет.
*На Рождество звезд ворох - уродится богатым горох. Ворох - это мера древняя, груда добрая.
*Так что примечали на грядущий урожай. Ведь этот звездный ворох небесный обернется земным, жданным, питающим род людской. И скажут в деревне, когда настанет срок молотьбы: "Хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок". И почерпнуть старались молотильщики кашу тоже с ворохом. С верхом. Чтобы спорынья велась в дому. Чтобы не пустовал горшок, не остывал бы печной под, не скудели бы закрома хозяйские.
Поутру 7 января можно было спросить, встретив того, по кому душа покой потеряла: "Ты меня любишь?" И полагалось ответить по совести. Нельзя было солгать. Старые люди говорили: "В этот день земля слышит". И за неверное слово разверзается она, забирает покривившего словом.
На 7 января можно было и тяготу "разомкнуть". Можно было камень, что пригнетал капусту или огурцы в кадке, принести да в поленья горящие в печь затолкнуть кочергой. Камень раскалится. Девица выкатит камень на совок да и бежит к проруби, к студеной водице. Со словами: "Мое сердце в тебе, а твое в камени!" - она бросит рассыпающий искры камень. Как только он расколется, то любовь, что сердце гнетет, по народному поверью, уйдет.
На 7 января ждали солнца, играло оно в этот день. Солнце играет - силу темную гонит в рассохи, в щели глубоки. Сила темная становится махонькой. То наперсточком вдруг по половицам катится в дальний угол, то клубком из нитей черных - в подпечье. А хозяйка веник из крапивушки принесет из сеней холодных да кипятком ошпарит. Мести по углам полагалось в святые вечера.
8 января - Бабьи каши - женский праздник.
Праздник повивальных бабок и рожениц. Женщины ходили к родильничам и повивальным бабкам с пирогами и прочим угощением.
Собор пресвятой Богородицы
Рождественские святки
Бабка повивальная - в деревне всем родня дальняя. Ни одни родины не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала свое дело. При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье - повиванье - утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. Одымляя роженицу, то есть запалив березовую лучину и поджигая полынь с травой бессмертником, бабка радела о легких родинах. А еще не в столь далекие времена матушка собирала ребятишек ввечеру и учила их славить Рождество, обсыпать зерном - на долгий век, на счастье, на благополучие. Проще простого было в праздничный час выдать по ломтю пирога, побаловать детей клюквой на меду. Но матушка знала: "Не во всяком дому каравай выпечен, да еще, чтобы всему семейству вдосталь". И вот ребятишки должны были заслужить угощение, всем миром ребячьим отведать поровну и сыти, и сладостей. "Подайте коровку, маслену головку, на поду печену, коровку золочену!" И в ребячий короб ото всякого дома выносили и большухи, и девицы-невесты обрядовое печенье, которое по своему обличью сродни скотинке. А ребятишки подзадоривали: "Ты, хозяюшка, подай! Ты, отрадушка, подай! Подавай - не ломай! Отломишь немножко - будет Ермошка. Отломишь горбушку - будет Андрюшка. А подашь середину - быть свадьбе!" И, так, ребячий короб тяжелел. И гурьбой славельщики бежали к чьей-то протопленной баньке, делили между собой угощение. Это было радостное время игр, забав. Дети узнавали друг друга и по-детски были счастливы, запоминая это зимнее чудесное время.
9 января - Стефанов день.
На Севере России обычно проходили выборы пастуха и заключение с ним ряды, что закреплялось общей трапезой. "В пастухи наймешься - вся деревня у тебя в долгу". Начинались молодежные вечеринки. Этот день считается днем найма работников и каждый мог высказать свое неудовольствие хозяину и не заключить с ним договор, поэтому говорили: "На святого Степана каждый себе пан".
В этот день проводили обряды защиты от худого глаза. За деревней на заснеженной Красной горке крестьяне ставили 12 кольев или жердей. У этих кольев девушки сливали воду в чашу пагубную, точно смывали тоску с сердца и выплескивали ее в середину круга. Заботились особо и о лошадях, поили их водой, пропущенной через серебряное сито.
10 января - День Агафии и Домны
То хвост лошадиный следы заметает, ввечеру крестьянина беспутит. То глаза совиные, откуда ни возьмись, загорятся меж поленницей и крышей сарайки. Беги, мужик, в избу! Ты, хозяюшка, засветло прикрой в избу двери! Ряженые ходят! Личину из бересты вырежут, вымажут - кто сажей, кто свеклой - аль зверь какой так ехидно поглядывает на крестьянский двор. Добра - не жди. Вот ненасытный волчище лапищей в окошко стучит.
Ряженые - гонители порч, хранители здоровья. Но как же - они в личинах несусветных. Рыком и хохотом, цокотом и свистом они устрашают. "Погоди, голубчик!" - скажет бабушка внучику испуганному. Ряженые нечистую sилу бесят, запутывают. Оглянуться нечисть не успеет, а ей под стать бочком, скоком кто-то схорониться у сруба колодца поспешает. Нечисть сунется поглядеть, а на нее лохань ледяной воды: "У-ух!" Нечисть от этакого баловства дрожмя дрожит. Так что на шутки ряженых в деревне никто не обижался. Чудили они. То двери обольют водой. А на крепком морозе двери-то и застынут. Хозяин утром топором стучит. "Избу поди-ко разворотишь! - сосед со двора кричит. - Погоди, огонь тутотко разведу". Смеется сосед-то. А ничего! Былью и небылью исстари было отмечено святочное время. Кудесами ряженых.
11 января - Рождественские святки
На Святки гадают особенно много и по-разному. Так, девушка, отправлялась к амбару и сказав: "Суженый-ряженый, приходи рожь мерить!", прислушивались к звукам внутри амбара: если послышится, что там пересыпают зерно, то девушка выйдет замуж за богатого, если же почудится, что метут пол веником - быть ей за бедным.
Повсеместно девушки на Святках выходили "снег полоть". Снег собираешь в полу пальто и говоришь: "Поля, полю снежок на собачий следок!" Потом снег из полы пальто перекинешь через левое плечо и скажешь: "Наша клята, ваша свята. Миленький, ау!". Приговаривали и так: "Полю, полю белый снег, полю, приговариваю: взлай. взлай, собачка, на чужой стороне, у свекра на дворе, у свекрови на печном столбе, у ладушки на кроватушке".
Очень распространено было гадание с помощью петуха. Гадальщицы раскладывали на полу (на столе) шепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу - к богатству, хлеб - к урожаю, ножницы - суженый будет портной, золу - табачник, уголь - к вечному девичеству, монетки - к деньгам, если петух клюнет зеркало - муж будет щеголем, и т. д.
На ночь девицы подвешивали в сарае гребень: жених ночью чешется, и его узнают по масти оставшихся волос.
"Богатый, бедный, вдовец, холостец" - перечисляет девушка, считая колья в тыну.
Выдергивали из стога колосок: если попадется с зерном, замужем быть за богатым. Костромские девки "сковородник маме под подушку клали - блинами жениха кормить. Сковородку под матрац, сковородник вдоль кровати".
Из рассказа одной крестьянки: "Научили меня, когда спать ложиться бросить пояс на трубу или на брус и сказать: "Пояс, пояс, покажи мне поезд с суженым-ряженым, не с которым повидаться, а с которым повенчаться''. Вот я так сделала, и приснился мне сон: иду я и вижу пруд, на нем гуси, утки плавают и парень загоняет их белобрысый, а жених у меня в этой деревне был черный волосом. А замуж вышла в другую деревню. Смотрю - пруд под окном и мужик мой белобрысенький. Серафимом звали". Страшным, но "самым верным" считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое высматривание суженого далеко не каждая девушка.
12 января - день Анисьи-желудочницы.
Онисья Порезуха. В этот день резали свиней. Варили свиные желудки и гадали по печени и селезенке о зиме.
Если селезенка ровная и гладкая, то ожидай зиму суровую; толстая печень в середине зимы означает, что стужи начнутся с середины зимы.
В это время отмечались холода: "Зимняя Анисья платком лицо закрывает", "Ко дню Анисьи холода над землей повисли".
13 января - Меланья. Васильев вечер.Васильева коляда.
Канун Нового года (по старому стилю)
Святочные гаданья на Васильев вечер свершались в каждой семье, где были девушки. "Загадает девица красная под Василя все сбудется, а что сбудется - не милуется". Девушки гадали о судьбе, замужестве. Иногда гадали с опаской: а вдруг вместо будущего жениха в зеркале появится нечистый?
На Васильев вечер, еще до наступления рассвета, варили обрядовую кашу. Когда каша поспевала, горшок вынимали из печи и осматривали. Если он треснул, то это предвещало беду. То же самое было связано и с неполным горшком. Красная каша, полная предвещала счастье всему дому и счастье для дочери. Каша мелкая, белая - сплошные неурядицы.
Своеобразный обряд - засевание зерен. Для этого дети рассыпали зерна ярового хлеба со словами: "Уроди, Боже, всякого жита по закрому, да по великому". Зачастую дети ходили перед обеднею по домам и "сеяли" из рукава. При этом пели "засевальные песни".
Обрядом считалось также хождение по домам в Васильев вечер для собирания пирогов и свиных ножек. Собравшись у окна зажиточной семьи, толпа причитывала: "Кишку да ножки в верхнее окошко".
*Васильева ночь звездиста - к урожаю ягод.
*Если в эту ночь ветер дует с юга - год будет жарким и благополучным, с запада - к изобилию молока и рыб, с востока - жди урожая фруктов.
День российской печати
14 января - Обрезание Господне.Васильев вечер.
15 января - Силеверстов день. Куриный праздник. Окуривают курятники смолою с девясилом.
16 января - день пророка Малахии
17 января - день Зосимы. Последние святочные гадания.
18 января - Крещенский сочельник
19 января - Крещение Господне. Богоявление.
21 января - Емельян-перезимник.
День инженерных войск РФ.
23 января - день Григория-летоуказателя. Погода сухая - лето жаркое.
25 января - Татьянин день. Если в этот день родится девочка будет хорошей хозяйкой
День студентов. Отмечается с 1755года
31 января - День Афанасия-ломоноса